Лебедянская централизованная библиотечная система
Лебедянская централизованная библиотечная система
Новиков Владимир Яковлевич (1920–1990)

Поселок Сахзавод

«…Его благодарил Маресьев»

С высоты прожитых лет, мы с сожалением понимаем как все-таки мало, совсем немного знаем о ратных подвигах своих родителей. Мой отец, Владимир Яковлевич, родился в 1920 году, но, чтобы поступить учиться на курсы фабрично-заводского обучения (ФЗО), прибавил себе два года, поэтому во всех последующих документах так и остался с 1918 года. Юноша не помышлял об авиации. На летное поле его «забросила» война. Причем мирная армейская служба, начавшаяся в 1937 году, для него неожиданно перетекла в боевую. Демобилизоваться молодому солдату помешали события июня 1941 года. Постигать основы авиамеханики Владимиру Яковлевичу пришлось в непростых полевых условиях: на теорию элементарно не хватало времени. Самолеты на фронт приходили в разобранном виде. Под руководством опытных инженеров молодые механики собирали их, стыковали, ставили «на ноги». Таким ускоренным методом юноши сдавали «экзамен» по авиамеханике. В числе таких обученных «экспресс-методом» был и мой отец В.Я. Новиков. На войну он ушел со срочной службы и прослужил в Красной Армии с 1937 до 1947 года. Дошел до Берлина и в составе группы советских войск находился в Германии до 1947 года. Когда на экраны страны вышел фильм режиссера Леонида Быкова «В бой идут одни старики», он смотрел его по телевизору, сидел и плакал. Это мой-то, немногословный, всегда очень сдержанный отец. Но это было так. За многолетнюю службу не раз видел Василия Сталина – в то время самого молодого генерала наших Военно-Воздушных Сил. За четыре года на истребителях И-153 «Чайка», И-16 и ЛА-5ФН автомеханик В.Я. Новиков проводил на боевые вылеты одиннадцать офицеров – пилотов. До победы дожили только двое, и один из них – гвардии капитан Алексей Маресьев. Наверное, и представить сложно, через что прошел и чего пережил мой отец. Помню его рассказ: «Накануне Курской битвы в их соединении прошел слух, что в полку будет служить и летать безногий летчик. Но когда показали на ладно скроенного, подтянутого, уверенного в себе летчика – на своих ногах, с той лишь разницей, что на других пилотах были хромовые сапоги, а этот – в черных ботинках, подумали, что кто-то нелепо пошутил. Это был Алексей Маресьев, о котором впоследствии Б. Полевой написал «Повесть о настоящем человеке». В июне 1943 года старший лейтенант Алексей Маресьев прибыл на фронтовой аэродром под Курскую дугу и был направлен в состав 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса, 15-й воздушной армии. Аэродром полка находился в 20-ти километрах от линии фронта. После докладов у командира полка летчиков распределили по эскадрильям. Авиационным механикам были названы тактические номера самолетов, которые предстояло обслуживать. Мне, старшему сержанту В. Я. Новикову, у которого накануне не вернулся из полета лейтенант Савелий Прохоров, была предоставлена задача готовить к боевым вылетам истребитель старшего лейтенанта А П. Маресьева. Летчики-истребители выполняли по 5-6 боевых вылетов в сутки. Им приходилось, зачастую, и отдыхать в кабинах, пока заправляли самолет топливом, укладывали «змейкой» в контейнеры ленты пулеметных и пушечных выстрелов. Когда же самолет приземлялся, западая на одно крыло, необходимо было в кратчайшие сроки починить самолеты. Владимир Яковлевич готовил к вылету боевые самолеты истребители. Процесс подготовки самолета к вылету был очень динамичным и напряженным. Владимир Яковлевич, как и его друзья по ратному труду, спал в землянке на мешках с соломой. Утром – к своему «подопечному» самолету. Завтракать часто было некогда, особенно когда надо подготовить срочный вылет. Авиамеханику доверено две жизни (летчика и стрелка, сидевшего с пулеметом сзади), поэтому ответственность на его плечах лежала колоссальная. С вечера Владимир Яковлевич заправлял боевые машины. 750 литров бензина хватало на два часа полета. Потчевать «железного коня» надо было еще маслом, водой и сжатым воздухом. Это делалось перед каждым вылетом, а их нередко было по три в день. Вечером от усталости технический персонал, по воспоминаниям фронтовика, едва доползал до землянки. После завершения всех работ механика оружейники заряжали пулеметы и пушки, а также навешивали реактивные снаряды «Катюша». Бомбы они цепляли утром. Молодому авиамеханику вместе с товарищами приходилось буквально спать под самолетами, быть готовым в любую минуту начать работу, рисковать жизнью во время налетов вражеской авиации. Руки авиамеханика были насквозь пропитаны маслом (отмыть ладони от горючих и смазочных материалов удалось только спустя годы). Вот так в мороз и в стужу, в дождь и снег, под палящими лучами солнца честно служил Родине на протяжении всей войны гвардии сержант Владимир Яковлевич Новиков. Образец воинской доблести показал летчик-истребитель старший лейтенант А. Маресьев. В воздушных боях этот легендарный летчик сбил пять самолетов противника. В том, что ни в одном из боевых вылетов у его самолета ни разу не отказал двигатель, оружие была немалая заслуга его верного соратника – авиационного техника высшей квалификации гвардии старшего сержанта В.Я. Новикова. Многие летчики в своих воспоминаниях с большой теплотой и глубоким уважением отзывались об авиационных механиках и даже посвящали им боевые вылеты. Не остался в долгу перед своим механиком и А. Маресьев. .В декабре 1943 года после успешного боевого вылета, старший сержант Владимир Новиков подбежал к «маресьевскому» самолету. Открыв фонарь пилотской кабины, капитан Алексей Маресьев, подняв летные очки на шлемофон, усталым голосом спросил: «Володя, чем мне тебя отблагодарить за твой добросовестный труд?» Это было так неожиданно, что Новиков ответил тем, что сразу пришло на ум: «Да Вы что, товарищ гвардии капитан? Будем воевать, как воевали». Вскоре по ходатайству А. Маресьева В.Я. Новиков был награжден орденом Красной Звезды и присвоением очередного воинского звания – старшины. Возражать было бесполезно и старший сержант, встав позади центроплана по стойке «смирно» отчеканил: «Служу Советскому Союзу!» В начале января 1944 года Маресьев А.П. отбыл к новому месту службы. В последующие годы Владимир Яковлевич переписывался со своим командиром до 1947 года, пока служил в Германии, в городе Виттштоке, а после демобилизации отбыл в свое родовое село Знаменское. Работал в совхозе «Знаменский» комбайнером и наладчиком топливной аппаратуры. Даже будучи на пенсии, всегда откликался на просьбу поработать, хотя был уже серьезно болен. Отец был скромным, добросовестным, порядочным человеком, просто «трудяга». Он любил и ждал в гости своих зятьев – не всегда же в одном бабьем царстве жить (четыре дочери). От тяжелой неизлечимой болезни умер в 1990 году. Похоронили его с воинскими почестями под троекратные винтовочные залпы.

О своем отце рассказала Куликова (Новикова) Надежда Владимировна